Меню сайта
Календарь
Архив записей
Наш опрос
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Страничка логопеда "Для Вас, родители!" Учитель-логопед высшей кв. категории О.А.МарченкоСоветы родителям гиперактивных детей ИЛИ спокойствие, только спокойствие! Спокойствие, только спокойствие! Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.
Окружающая обстановка • Организуйте ребенку личное пространство: своя комната (если есть возможность), игровая зона, стол для занятий, спортивный уголок. Это пространство должно быть хорошо продумано и спланировано; для всех личных вещей должно быть ребенка должны быть устроены удобные системы хранения вещей ребенка должны быть места: для того, чтобы он приучался не терять вещи и класть их на место, так как соблюдение общего принципа порядка в комнате и в вещах при воспитании гиперактивного ребенка особенно важно. • Комната ребенка должна быть подчинена принципу «минимализма»: спокойные цвета обоев, занавесок, небольшое количество мебели. Игрушки, кроме самых любимых, должны быть убраны в закрытые шкафчики и ёмкости, чтобы посторонние предметы не отвлекали малыша от его занятий. • Обезопасьте квартиру – уберите подальше аптечку, бьющиеся и острые предметы, опасные вещества (бытовые ядохимикаты, чистящие и моющие средства), поставьте ограничители на окна и заглушки на розетки.
ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ПЛОХО ГОВОРИТ?
Каждому родителю хочется, чтобы его любимый ребенок говорил правильно четко, красиво! Однако, в последние годы количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, с дефектами речи резко увеличилось. Как вовремя распознать проблемы, связанные с речью и справиться с ними. Каковы же причины этих проблем? Причин великое множество: это и экология, которая с годами лучше не становится, это и осложнения во время беременности, так как кора головного мозга формируется в первом триместре, проблемы в родах, послеродовом периоде. Часто от родителей, которые устраивают малыша в детский сад, можно услышать: «У нас все хорошо, вот только мы не разговариваем, ну ничего, научимся!» Эта фраза вызывает у специалистов недоумение. Потому что развитие речи зависит от многих факторов:
Часто родители видят проблему (ребенок молчит, или после года общается только при помощи отдельных звуков), но надеются «на авось». «Ничего, сам заговорит, вот услышит, как другие дети разговаривают...» Конечно, заговорит, но как? Насколько чиста, свободна и правильна будет эта речь? Вот здесь все зависит от вас, дорогие папы и мамы. Во-первых, надо знать возрастные нормы развития речи. Не для того, чтобы сравнивать своего ребенка с другими. Этого как раз нельзя делать ни в коем случае. А для того, чтобы вовремя обратиться к специалисту. Помочь ребенку совладать с непослушными звуками и не бояться сделать ошибку — задача нелегкая, но выполнимая. Чем раньше выявить проблему, тем проще ее устранить. Здесь вам поможет знание возрастных норм становления речи. Лечение у невропатолога и регулярные занятия с логопедом способны давать поразительные результаты. Надо лишь набраться терпения и выполнять все домашние задания, которые дает специалист. Развитию мелкой моторики рук специалисты уделяют особое внимание. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Здесь помогут занятия с конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Массаж лица стимулирует ленивые артикуляционные мышцы, и тогда даже самые сложные звуки даются легко. Но все, же главное - это ваше общение с малышом, ваш личный пример. Когда говоришь ребенку что-то, надо, чтобы он видел твое лицо... Например, Машенька, мы идем гулять, мы едим кашу. И обязательно все действия озвучивать. Грамотный специалист порекомендует вам, прежде всего, заниматься общим развитием малыша. Произносить с ним отдельные слоги и простые слова. И ежедневно делать несложную гимнастику. И тогда успех обеспечен. Если есть подозрение на проблему, обращаемся к специалисту и терпеливо и последовательно устраняем ее. И не гонитесь за быстрым результатом, ради того, чтобы похвалиться на детской площадке.
Цените то, что есть, и ребенок благодарно откликнется на вашу заботу и терпение.
Как научить ребёнка читать по слогам?
Этот вопрос интересует всех родителей. Составляем слова из слогов. Карточки со слогами: синего цвета - согласные и красного цвета - гласные буквы.
А теперь давайте поговорим об играх, которые помогут ребенку познакомится с буквами, выучить алфавит, выучить слоги, научиться читать по слогам и составлять слова из слогов. Игры с карточками: 1. Как же научить ребенка читать по слогам? Во время обучения ребенка алфавиту, необходимо учить его не буквам, а звукам. Например, согласные должны звучать как "Б", "М", "Г", а не "БЭ", "МЭ", "ГЭ". Гласные же должны тянуться - "аааа", "оооо". Нужно начать учить ребенка читать со слогов с буквой "А". Если ребенок выучил букву "А", то начинайте учить согласные, а после из них составляйте слоги с буквой "А": "БА", "МА", "ВА". Когда ребенок запомнит как читаются некоторые слоги, можно приступать составлять из них простые слова: "ма-ма","па-па", "ба-ба". Для начала изучите с ребенком слоги с буквой "А". Затем с буквой "У", "О", "И" и т.д. 2.Если ребенок уже хорошо знаком с буквами, то эта игра может научить читать ребенка по слогам.Показываем как собрать не сложные слова, состоящие из 1-2х слогов. Например: ма-ма, ка-ша, ма-ша, дом , нос, рот, мы-ло, суп, со-ва, ли-са и т.д. Затем можно усложнить задание словами из 3-х слогов. Занятия с малышом необходимо проводить в форме игры. 3. Игра "Собери слово". Ставим на стол карточку со слогом например"ЛО" ребенок должен добавить к этому слогу ещё слоги, чтобы получилось слово. Например: 4. Игра "Отгадай слово". Называем первый слог и предлагаем конец слова подобрать ребенку (можно использовать картинку). То же задание затем используется и с последним слогом. Необходимо составить из карточек цепочку слов, таким образом, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего. Например: молоко-кошка-каша-шапка- и т.д.
Как относиться к речевым ошибкам детей?
Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи.Это:
Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет. Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично. Например: В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился, он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов» А теперь ты повтори, только правильно». Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим удовольствием выполнял задания, не подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.
ИГРЫ В СЛОВА ДЛЯ ДЕТЕЙ Игры со словами удобны тем, что можно играть с ребенком где угодно – в машине, по дороге в школу, в поликлинике, когда сидишь в очереди. Они помогают скрасит ожидание и отвлечься от скуки. Самая известная игра со словами – в города. По такому же принципу можно играть и в другие игры – в животных, в овощи, фрукты. Можно поиграть в противоположности (называть антонимы): близко – далеко, тепло – холодно, дождливо – сухо, мягко – жестко. Или назвать другие слова, обозначающие то же самое (синонимы): холодный – ледяной, замороженный, застывший, зимний. Другая игра – ассоциативная. Нужно сказать, на что похож определенный звук (его необходимо произнести). Дети любят изображать самолет, дождь, тиканье, царапанье. А еще можно назвать какое-нибудь слово и вспомнить строчку из песни, где оно есть (например, «пусть…»: «Пусть бегут неуклюже…»).
ПАЛЬЧИКОВАЯ СКАЗКА «В ДЕРЕВНЕ»
ЦЕЛИ: развивать мелкую моторикупальцев рук; согласовывать речь с движениями; воспитывать бережное, заботливое отношение к животным, птицам; развивать воображение, внимание, память. Оборудование: макет деревни на каждого ребенка, в котором: дом, пальчиковый театр – дедушка, бабушка, внучка, Жучка; плоскостная репка; котенок – прищепка; заводная игрушка – цыпленок; блюдце, зернышки. Ход занятия Логопед. Жили-были в одной деревушки да в маленькой избушке бабушка(просит надеть куклу на большой палец правой руки) и дедушка (на указательный). Жили они, поживали, добра наживали. А еще жили с бабушкой и дедушкой внучка (на средний палец), Жучка (на безымянный) и кошка (на мизинец). Жили они дружно, всегда друг другу помогали. Вот как-то раз захотелось дедушке с бабушкой каши вкусной. Пошли они в огород сорвать репку.
Тянут, тянут бабка с дедкой, Дети вытягивают большие пальцы. Из земли большую репку. Указательные. К ним пришла тут внучка, Средние. Подбежала Жучка, Безымянные. Кошка тоже потянула. Мизинцы. Хоть держалась крепко, Берут репку. Вытянута репка! Поднимают руки вместе с репкой. Сварила бабушка вкусную кашу и угостила всех: дедушку, внучку, Жучку и кошку. А у кошки был котенок, который очень любил играть. Поиграем с ним?
|